Функции кадрового делопроизводства

Любая организация, которая нанимает работников в свой штат, обязана официально оформить трудовые отношения. Такой подход фиксирует права и обязанности начальства и персонала. Также посредством трудового договора определяется степень ответственности сторон, размер заработной платы сотрудника, другие важные моменты.

Документирование отношений между сотрудником и работодателем – это защита интересов обеих сторон, а также предоставление всех возможных гарантий на случай возникновения споров. Составлением договора и его регулированием занимаются специалисты по кадрам.

Что такое кадровое делопроизводство

Один из главных ресурсов любой организации – это ее сотрудники. Другими словами, это люди, которые:

  • создают продукты;
  • оказывают услуги;
  • отслеживают и регулируют работу организации;
  • способствуют повышению конкурентоспособности фирмы на рынке.

Общая деятельность работников на предприятии выступает залогом устойчивости компании и отличного финансового результата. Но только в том случае, если труд организован правильно, как и отношение начальства к каждому сотруднику.

Главный документ, который регулирует отношения между руководством предприятия и нанимаемыми работниками – трудовой договор. Это гарантия для предприятия и сотрудника:

  • Компания предлагает стабильную работу и получает прибыль за результаты труда.
  • Работник на договорной основе выполняет обязанности и получает заработную плату, оплачиваемый отпуск.

Кадровое делопроизводство отвечает, в первую очередь, за подготовку и оформление документов для урегулирования отношений между сотрудником и руководством. Именно кадры ведут личную карточку сотрудника, открывают и закрывают ее при найме или увольнении специалиста. Также специалисты кадровой службы заполняют графики отпусков, больничные и другие сведения. Вести всю документацию по кадрам в электронном виде поможет система КЭДО «Добыто. Документы».

Любая организация заинтересована в эффективном кадровом делопроизводстве. Объясняется это тем, что при возникновении любых проблем или спорных моментов сотрудник имеет право обратиться в суд.

Функции кадрового делопроизводства
Основная функция кадрового делопроизводства — ведение различной документации

Цель и задачи

Кадровое делопроизводство в компании доверяют отделам или специалистам, которые способны организовать стабильную работу предприятия. Задача же заключается в обеспечении грамотного прохождения всех этапов взаимодействия начальства с персоналом, и наоборот. Также кадры отвечают за:

  • применение организационно-правовой базы для организации трудовых отношений компании и персонала;
  • построение грамотной системы управления персоналам, которая позволит реализовать законные идеи руководства для стабильной работы компании;
  • упорядочивание взаимоотношений в организации посредством документов, в которых отображаются права и обязанности сотрудников, руководителей;
  • сопровождение трудовых споров, часто именно кадровые документы выступают весомым аргументом, если вопрос или спор доходит до суда.

Кадровое делопроизводство налаживает взаимоотношения персонала и начальства с помощью документов, в которых прописываются должностные инструкции для каждого участника предприятия.

Функции

Кадровое делопроизводство, в первую очередь, отвечает за регулирование и упорядочивание трудовых отношений. Именно «кадры» посредством грамотного оформления документов обозначают права и обязанности обеих сторон, а также разграничивают зоны ответственности.

Если говорить о функциях кадров, то они следующие:

  • Подготовка и фиксация любых изменений или передвижений в организации. Кадры отвечают за прием нового персонала, повышение или другие изменения в должностях сотрудников внутри компании. Также в отделе кадров формируют документы на обучение, командировку, фиксируют больничные листы или отпуска. Увольнение и сокращение сотрудников тоже оформляют через отдел кадров.
  • Разработка и оформление графика отпусков, табеля учета рабочего времени.
  • Обеспечение взаимодействия между работодателем и сотрудником.
  • Сохранность кадровых документов. В случае бумажного документооборота кадры также отвечают за ведение архива.
  • Формирование и предоставление отчетов о работниках в госорганы или негосударственные фонды.
  • Оформление табелей рабочего времени сотрудников с последующей передачей в бухгалтерию сведений, которые требуются для расчета заработной платы или отпускных.
  • Ведение кадрового учета. Подразумевает передачу руководителю актуальных сведений о персонале, чтобы впоследствии можно было выявить слабые места компании и оптимизировать ресурсы.

Все сведения по тому, как вести документооборот – бумажный или электронный – в кадрах, прописаны в соответствующей инструкции. Данные последней могут меняться, исходя из типа организации или требований руководства. Контролировать все процессы кадрового делопроизводства можно через систему «Добыто. Документы».

Виды документов

В кадровом делопроизводстве регулярно обрабатывают, формируют и выпускают большой перечень документов. Их можно условно разделить на 3 основные группы:

  • Локальные нормативные акты и организационные документы. Сюда стоит отнести график отпусков, штатное расписание. Также в локальные акты включают коллективные договоры, инструкции по охране труда для инструктажа любого сотрудника при найме на работу.
  • Документы по учету личного состава. Эта группа документов регулирует правоотношения сотрудников и руководителей компании. В ней собраны приказы, служебные записки, доклады и различные распоряжения. Также к таким документам относят личные карточки работника, в которых отображается трудовая деятельность, отпуска и больничные. Заявления и приказы тоже относят сюда.
  • Документация информационно-справочного характера.

Делопроизводство в отделе кадров ведется сразу в нескольких направлениях: от подготовки документов до разработки целых актов и консультирования персонала по разным вопросам. Дополнительно нужно отметить, что в ряде компаний есть обязательная и рекомендованная документация.

Функции кадрового делопроизводства
На схеме представлен список документов по кадрам, которые ведутся в каждой организации

Кто ведет кадровое делопроизводство

Документальное оформление любых кадровых процедур, а также ведение учета – обязанность любого работодателя: от юридического лица до индивидуального предпринимателя. Поэтому и способ организации кадрового делопроизводства определяет исключительно работодатель.

В небольших компаниях ведением подобного документооборота занимается начальник. В более крупных компаниях для этого формируют самостоятельные отделы или открывают новые должности. Возможные варианты:

  • Отдел кадров. Также называется кадровой службой. Потребность в отделе кадров возникает обычно у крупных компаний, которые регулируют большое количество сотрудников. Особенно актуально для организаций с филиалами в других городах. В среднем на одного кадрового работника приходится не более 200 человек персонала.
  • Кадровый инспектор. Другое название должности – менеджер по персоналу. Такая вакансия применима для небольших предприятий. Также функции кадровика могут доверить внешнему специалисту на этапе составления договора аутсорсинга.
  • Внутренний совместитель. При невысоком бюджете компании или небольшом количестве работающих человек функциональные обязанности специалиста по кадрам ложатся на плечи бухгалтера, секретаря или офис-менеджера, если такая должность в компании имеется. Однако дополнительную нагрузку необходимо предварительно согласовать с сотрудником. Также трудовое законодательство указывает на необходимость повышения такому работнику заработной платы. Рабочий день при этом увеличиваться не должен.
  • Руководитель. Актуально для малого бизнеса и компаний, которые были зарегистрированы не так давно.

Любой специалист, которому доверили кадровое делопроизводство, обязан знать нюансы трудового законодательства и разбираться едва ли не в каждой статье. Также такой сотрудник должен понимать, как работать в специализированных программных комплексах или справочной системе.

Как вести

Кадровый сотрудник – или отдел – компании должен:

  • Формировать личные дела работников, а также вести их в течение всего времени работы сотрудника в компании.
  • Оформлять трудовые договора и дополнительные соглашения.
  • Оформлять согласия на обработку персональных данных сотрудников, а также отслеживать, чтобы вся информация была защищена.
  • Разрабатывать графики выхода работников в отпуска, штатное расписание и другие организационные документы, чтобы регулировать эффективную работу сотрудников.
  • Своевременно оформлять и выдавать справки или копии, а также выписки кадровых документов по просьбе сотрудника или работодателя.
  • Оформлять проекты организационно-распорядительных документов, передавать их на согласование и подписание ответственным лицам.
  • Оформлять и заполнять табели сотрудников, учитывая рабочее время, отпуска, больничные и другие дни.
  • Формировать отчетность и передавать ее в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Росстат.

Также представитель отдела кадров должен своевременно передавать в бухгалтерию сведения о сотрудниках для расчета заработной платы, отпускных, премий или надбавок. Стоит рассмотреть ряд документов для заполнения сотрудником отдела кадров.

Личная карточка работника

Начиная с 2021 года, ведение карточек сотрудников формы Т-2 необязательно. Это подтверждает приказ Минтруда РФ от 19.05.2021 года. Также он утверждает новый порядок ведения и хранения трудовых книжек.

Разъяснения эксперта. Личная карточка после прекращения трудового договора закрывается. При приеме на работу сотрудника, который ранее уже числился в организации, на него нужно заводить новую карточку.

Штатное расписание

С его помощью определяется кадровый состав компании, а именно:

  • численность и состав персонала;
  • размеры заработной платы по должностям;
  • организационная структура.

Оформляется расписание по унифицированной форме Т-3. Также допускается разработка шаблона, который компании кажется наиболее удобным. Срок действия документа указывать необязательно.

В документ нужно вносить все должности без каких-либо исключений. Даже вакантные, временные и сезонные должности должны отображаться в штатном расписании. Объясняется это тем, что закон запрещает найм работников на должности, которые не предусматривает штатное расписание.

Все должности в расписании прописываются на русском языке, сокращения недопустимы. Для каждой вакансии нужно указывать точный оклад.

Функции кадрового делопроизводства
Государство помогает организовать ведение делопроизводства по кадрам в электронном виде

График отпусков

Должен составляться ежегодно и обновляться за 2 недели до окончания текущего года. Для графика отпусков используют унифицированную форму Т-7 или собственный шаблон предприятия. Схема заполнения:

  • Сперва специалист отдела кадров уточняет у сотрудников пожелания по отпускам.
  • Далее выполняется проверка, есть ли в компании льготники, которые могут взять отпуск в любое время. К числу таких относят беременных, несовершеннолетних, многодетных родителей.
  • Третий этап – составление предварительного графика, куда вносят всех сотрудников и совместителей.

В конце график согласовывается и утверждается. Затем издается отдельный приказ.

Табель учета рабочего времени

В нем отображается фактически отработанное каждым сотрудником время, которое впоследствии суммируется для расчета заработной платы. Законодательство требует ведение табеля по форме Т-12 или ее аналоге. Автоматизированная обработка данных позволяет использовать форму Т-13.

В табеле буквенным или цифровым кодом обозначают продолжительность работы в дневное время, ночные смены, отпуска, командировки и другие ситуации.

Для перевода делопроизводства по кадрам в электронный вид рекомендуем использовать систему «Добыто. Документы».  С ее функционалом можно ознакомиться в бесплатной демоверсии.

Распространенные ошибки

Среди наиболее распространенных ошибок в кадровом делопроизводстве стоит выделить следующие:

  • Заключение трудового договора без предъявления необходимых документов. Посмотреть перечень требуемых документов можно в статье 65 Трудового кодекса РФ. Так, например, представители отдела кадров нередко забывают запросить у нанимаемого сотрудника справку об отсутствии судимости или медицинское подтверждение.
  • Невнимательное заполнение приказов, распоряжений и других документов. В них кадровики часто указывают неверное наименование должности или не прописывают наличие вредных условий труда.

Важно отметить, что любые ошибки, которые были допущены представителем кадрового делопроизводства, чреваты судебным разбирательством и крупными штрафами.

Функции кадрового делопроизводства
Оптимальное современное решение для кадрового делопроизводства — система электронного документооборота

Штрафы

Ненадлежащее ведение кадрового делопроизводства – это нарушение требований трудового законодательства. Все штрафы прописаны в статье 5.27 КоАП. Возможные виды нарушений и сумма наказания:

  • Отсутствие трудового договора или неверное заполнение. В этом случае руководитель получает штраф в размере 20 тыс. рублей, ИП выплачивает до 10 тыс. рублей, а юр. лицо – до 100 тыс. рублей.
  • Отсутствие трудовой книжки или ее неверное заполнение, ненадлежащее хранение. Штраф для ИП и должностных лиц достигает 5 тыс. рублей, а для организаций – 50 тыс. рублей.
  • Отсутствие личной карточки работника или неверное заполнение данных. Организации в этом случае выплачивают штраф размером до 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ.
  • Отсутствие табеля учета рабочего времени сотрудника. Штраф для юр. лиц – до 50 тыс. рублей. То же актуально и для отсутствующего штатного расписания. Это прописано в статье 120 НК РФ.

Любое нарушение подобного характера удается выявить посредством проведения проверки со стороны ГИТ. Некоторые штрафы при первых проверках могут быть заменены на предупреждения.

Список источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *